Рекомендации по самоподготовке в группе продлённого дня
Начало самоподготовки определяет организационный момент. Это подготовка рабочего места к занятию (необходимые учебники, тетради. Письменные принадлежности, сигнальные карточки, памятки по выполнению домашних заданий).
Воспитатель, показывая на часы, которые обязательно стоят на столе или висят на стене класса, уточняет время, отведённое на выполнение письменного задания, обращает внимание детей на правило «Выполняй домашнее задание правильно, аккуратно, самостоятельно», напоминает детям о правильной осанке и предлагает приступить к выполнению домашнего задания.
Основная задача воспитателя - прививать и развивать навыки самостоятельной систематической работы при подготовке уроков. В ходе самоподготовки воспитатель организовывает самопроверку и взаимопроверку учащимися домашнего задания, затем проверяет сам. Особое внимание уделяет слабоуспевающим и сильным учащимся. Перерыв между выполнением домашнего задания проводят сами ребята в форме физкультминуток. Воспитатель проводит корригирующую гимнастику. Учащиеся, которые справились раньше с домашним зданием, получают яркий красочный конверт с загадками (отгадки которых нужно нарисовать), несложным красочным кроссвордом.
Для развития у детей коммуникативных способностей можно «ввести» на самоподготовку сказочный персонаж или игрушку.
Высказанная таким образом педагогическая оценка не воспринимается учениками как оценка, но корректирует поведение детей и воспитывает позитивное отношение к воспитателю и его требованиям.
Выполнение домашнего задания является ограниченным продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем.
В свою очередь навыки и умения, предлагаемые учащимися в процессе самоподготовки, продолжают своё развитие на уроке. Поэтому тесная связь воспитателя и учителя способствует совершенствованию самоподготовки школьников.
Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения домашнего задания, обязательно отмечает тех, кто хорошо потрудился, зачитывая фамилии ребят, чьи тетради оказались в папке Почёта.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Необходимо соблюдать распорядок дня. Начинать
выполнять домашнее задание необходимо после не
большого отдыха и прогулки на свежем воздухе. - Если Вы более интенсивно работаете вначале занятий, то начинать следует с более трудных предметов. Если Вы долго «раскачиваетесь», то лучше начинать выполнять домашнее задание с лёгких предметов.
- По тем предметам, где дается сразу и устное и письменное задание, необходимо начинать с устного задания, т.е. сперва выучить правила, затем выполнять
упражнения. - Очень важное условие успеха - это самостоятельная,
систематическая и глубокая работа над устными заданиями. Это должно быть не простое чтение параграфа. Необходимо: прочитать параграф с карандашом в руках; расчленить параграф на логические отрывки; записать даты и имена на черновик; пересказать параграф.
СЕРЬЕЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ ОЧЕНЬ СКОРО ПРИНЕСЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ СЭКОНОМИТ МАССУ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ, МУЗЫКОЙ И ДРУГИМИ ЛЮБИМЫМИ ДЕЛАМИ.
Правила запрета и правила разрешения во время самоподготовки
Правила запрета
- нельзя опаздывать на самоподготовку;
- нарушать тишину;
- отвлекать товарищей от работы;
- использовать методы работы, вызывающие шум;
- вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс;
- беседовать с воспитателем в полный голос;
- громко давать консультацию;
- недобросовестно выполнять задания;
- считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.
Правила разрешения
- можно планировать и осуществлять работу по своему усмотрению;
- пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;
- выходить из класса на время;
- самостоятельно выбирать метод выполнения задания;
- при необходимости шепотом обращаться за консультацией;
- оказывать помощь товарищам;
- делать паузы для кратковременного отдыха;
- обращаться с вопросом к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шепотом;
- проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено;
- отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя;
- после выполнения всех уроков готовить выступление для предметного кружка или для предметного мероприятия;
- заучивать стихотворения и т. д.
ПАМЯТКА для учащихся "Организация самоподготовки"
Общие рекомендации:
- всегда начинай домашнюю работу в точно установленное время;
- прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
- о том, что задано, узнавай по записи в дневнике или по закладке в учебнике;
- приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начать;
- начинай самоподготовку в определенном порядке;
- старайся справиться со всеми затруднениями самостоятельно;
- забыл правило – постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
Рекомендации к решению задач:
- прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай;
- повтори условие задачи и ее вопросы;
- подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
- подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи;
- подумай, по какому плану будешь решать задачу;
- проверь ход решения, ответ.
Рекомендации к списыванию текста:
- прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его;
- повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его;
- выдели орфограммы в списываемом тексте;
- прочитай предложение так, как оно написано (орфографически);
- повтори предложение, не глядя в текст, орфографически;
- пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически;
- проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в написанном; сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Рекомендации по заучиванию стихотворений:
- приготовление уроков начинай с работы над стихотворением;
- тихо прочитай стихотворение вслух; помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить; выясни все незнакомые слова и выражения;
- громко прочитай стихотворение; при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения;
- прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно;
- через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение;
- через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст;
- перед сном еще раз повтори стихотворение;
- утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.
Памятки.
Как готовить задание по внеклассному чтению
- Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги.
- Прочитай фамилию автора, название книги, издательство.
- Узнай из справочной литературы об авторе книги, рассмотри его портрет.
- Прочитай предисловие или вступление.
- Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые бы ты хотел прочитать своим товарищам.
- Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.
- Подумай над вопросами учителя и постарайся на них ответить.
- Запиши о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.
- Красочно оформи карточку-отзыв, указав на лицевой ее стороне фамилию и инициалы автора, серию книги, её заглавие, фамилию художника-иллюстратора, на звание издательства, количество страниц. На оборотной стороне напиши, почему ты советуешь прочитать ее своим товарищам.
Как готовить домашнее задание
- Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
- Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе
- Начинай делать уроки с наиболее трудного для тебя предмета.
- Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки за 2 часа.
- Выполняй задание четко, аккуратно.
- Приготовь задание по одному предмету. Книгу, тетради и все необходимое по этому предмету сразу уложи в портфель. Сделай перерыв на 18 минут.
- Выполняй все задания, еще раз посмотри по дневнику, все ли ты взял на завтра, по всем ли урокам готов.
Как готовить домашнее задание по русскому языку
- Начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые ты забыл.
- Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
- Прочитай задания к упражнению.
- Прочитай всё упражнение и устно выполни задания к нему.
- Выполни упражнение письменно.
- Проверь всю работу — сначала по смыслу, а потом по написанию.
Чтобы проверить работу по смыслу, надо прочитать каждое предложение вслух и проверить, подходят ли слова друг к другу, нет ли пропуска нужных слов, наконец, о чём говорится в предложении, бывает ли так на самом деле.
Чтобы проверить предложение по написанию, надо читать каждое слово по порядку по слогам и проверять, подходят ли буквы к слогу, нет ли пропуска.
Как найти нужную книгу в библиотеке
- Посмотри в алфавитном каталоге или спроси у работника библиотеки, есть ли эта книга в библиотеке.
- Посмотри, какие в данной библиотеке имеются тематические полки и к какому разделу можно отнести нужную тебе книгу. Найди эту книгу среди имеющихся книг.
- Найди в алфавитном указателе букву, с которой начинается фамилия автора нужной тебе книги. Найди книги данного автора. Найди среди них нужную тебе книгу.
Как научиться правильно списывать предложение
- Прочитай предложение.
- Найди непонятные слова и выясни их смысл.
- Найди буквы, написание которых нужно проверить. Устно подбери проверочные слова, вспомни правило.
- При записи диктуй себе каждое слово по слогам.
- Проверь написанное, читая каждое слово по учебнику по слогам.
Как отвечать на вопрос
- Прочитай вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно.
- Перечитай текст, отмечая карандашом те места, которые понадобятся для ответа на вопросы.
- Еще раз прочитай каждый вопрос и ответ на него в тексте.
- Проверь себя: закрой текст и ответь на каждый вопрос своими словам
Как проверять безударную гласную в корне слова
- Поставь в слове ударение.
- Обозначь корень слова.
- Подчеркни безударную гласную в корне.
- Подбери проверочное родственное слово с таким же корнем, чтобы эта безударная стала ударной.
- В проверочном слове тоже поставь ударение, выдели корень, убедись в том, что безударная стала ударной, подчеркни ее двумя чертами.
- Например:
- Гроза — грозы, далекий — даль, ослабел — слабый.
- Если буква у тебя вызвала сомнение, ты немедленно ее поставь под ударение
Как проводить разбор слова по составу
- Выясни смысл слова.
- Определи часть речи. (Узнай, на какой вопрос отвечает слово и что оно обозначает.)
- Найди в слове окончание. Для этого измени слово по числам или по вопросам (падежам), выдели изменяемую часть, обозначь её значком.
- Обозначь основу.
- Найди в слове корень. Для этого подбери родственные слова с разными приставками и суффиксами. Сравни слова и найди общую часть родственных слов. Это будет корень. Обозначь его значком.
- Найди приставку. Для этого подбери однокоренные слова с приставкой или без приставки. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой. Выдели её значком.
- Найди суффикс. Он стоит после корня и служит для образования слова. Обозначь суффикс значком ^.
- Назови по порядку все части слова.
Как работать с учебником
- Работайте с заголовком.
- Прочитав заголовок, остановись.
- Сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.
- Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему.
- Поставь вопросы, на которые по твоему мнению в тексте будут даны ответы. После этого приступай к чтению текста.
2. Работай с текстом.
- Обращай внимание на непонятное в тексте. Выпиши непонятные слова.
- Посмотри в словарик или обратись с вопросом к тому, кто тебе поможет.
3. Веди диалог с автором.
4. Выделяй главное.
- Старайся отделить главное от второстепенного.
- По ходу чтения составляй устный или письменный план.
- Составляй схему, таблицу, подбирай опорные слова.
- Делай выписки.
- На протяжении работы старайся представить себе то, о чем читаешь, перескажи текст по плану. Проверь себя.
5. Работай с вопросами в конце текста.
- Прочитай вопросы. Ответ на каждый вопрос найди в тексте, отметь карандашом. Закрой книгу и ответь на все вопросы про себя.
Как решать задачу по математике
- Прочитай внимательно задачу, найди в ней условие и вопрос.
- Подумай, что обозначает в задаче каждое число.
- Запиши краткое условие к задаче, начерти схему или сделай рисунок.
- Повтори задачу по краткой записи.
- Подумай, что надо знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи.
- Проговори, что тебе уже известно и что надо ещё найти.
- Составь план решения задачи.
- Запиши решение задачи.
- Перечитай вопрос.
- Запиши полный ответ задачи.
Как решать примеры.
- Перепиши пример.
- Определи, как решать пример — устно или письменно.
- Определи порядок действий.
- Выполни действия; при необходимости записывай промежуточные результаты.
- Запиши окончательный результат.
- Проверь свои вычисления.
Учим стихотворение
- Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
- Прочитай стихотворение вслух. Объясни непонятные слова и обороты.
- Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать его построение, интонацию, ритм.
- Прочитай стихотворение еще два-три раза. Постарайся его запомнить.
- Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
- После того как приготовишь остальные уроки, еще два—три раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
- Перед сном еще раз повтори стихотворение.
- Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.
Если стихотворение большое или трудно запоминающееся, надо сделать следующее:
- Раздели стихотворение на четверостишья или смысловые отрывки.
- Выучи первый отрывок.
- Выучи второй отрывок.
- Повтори первый и второй отрывки вместе.
- Выучи третий отрывок.
- Расскажи наизусть все стихотворение.
- Повтори стихотворение еще раз перед сном.
- Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.