РАБОТА ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна, должна быть реализована программа психолого-педагогического мониторинга одаренности учащихся. Следовательно, вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы). Педагог использует наблюдение за деятельностью и ее результатами у детей. Можно использовать опросники, карты наблюдений, заполнение которых позволяет составить банк одаренных учащихся.
При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:
а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
б) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками её реализации в различных видах деятельности;
в) потенциальные возможности ребенка.
ОДАРЁННОСТЬ У ДЕТЕЙ КЛАССИФИЦИРУЕТСЯ:
- Психомоторную одаренность – предпочитает деятельность требующую тонкой и точной моторики.
- Интеллектуальная одаренность – повышенная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочитаемую сферу деятельности, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитического ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор, развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели.
- Академическая одаренность – ярко выраженный интерес к предмету; способность к конструктивному овладению понятиями, терминологией по избранному предмету; демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей; исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету; тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям; полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса; высокая мотивация при изучении предмета
- Творческая одаренность - умение подать информацию; пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, стремление мыслить и делать все по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкость и вариативность мышления; жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи; независимость в суждениях, ослабленное внимание к условностям и авторитетам.
- Художественно – исполнительская одаренность – предпочитает визуальную информацию, подробно детализирует, запоминает и художественно воспроизводит увиденное, услышанное; обостренная интуиция; охотно экспериментирует, применяя средства художественной выразительности; оригинальность художественных, музыкальных, сценических видов продукции; неповторимость в самовыражении, сильная увлеченность разными видами искусства, настойчивость в достижении мастерства.
ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка инструментальный и мотивационный.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1) Наличие специфических стратегий деятельности. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
– быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
– использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
– выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
3) Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).
4) Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1) повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия;
2) повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;
3) ярко выраженный интерес к тем или иным занятия или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие;
4) предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
5) высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
|