Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Работа педагога-психолога с одарёнными учащимися

Дата: 18 ноября 2020 в 08:43

РАБОТА  ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА 

 С  ОДАРЁННЫМИ  УЧАЩИМИСЯ

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна, должна быть реализована программа психолого-педагогического мониторинга одаренности учащихся. Следовательно, вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы). Педагог использует наблюдение за деятельностью и ее результатами у детей. Можно использовать опросники, карты наблюдений, заполнение которых позволяет составить банк одаренных учащихся.

При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:

а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;

б) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками её реализации в различных видах деятельности;

в) потенциальные возможности ребенка.

        ОДАРЁННОСТЬ  У   ДЕТЕЙ  КЛАССИФИЦИРУЕТСЯ:

  • Психомоторную одаренность – предпочитает деятельность требующую тонкой и точной моторики.
  • Интеллекту­альная одаренность – повышенная сообразительность, динамичность и оперативность  мыслительных процессов, полное погружение в предпочитаемую сферу деятельности, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитического ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор, развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели.
  • Академическая одаренность – ярко выраженный интерес к предмету; способность к конструктивному овладению понятиями, терминологией по избранному предмету; демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей; исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету; тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям; полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса; высокая мотивация при изучении предмета
  • Творческая одаренность - умение подать информацию; пытливость ума и дотошность в получении сведе­ний, фактов, стремление мыс­лить и делать все по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкость и вариативность мыш­ления; жажда необычного, час­тая импровизация, способность генерировать неординарные идеи; независимость в суждени­ях, ослабленное внимание к условностям и авторитетам.
  • Художественно – исполнительская одаренность – предпочитает визуальную ин­формацию, подробно детали­зирует, запоминает и художественно воспроизводит увиденное, услышанное; обостренная интуиция; охотно экспериментирует, применяя средства художественной выразительности; оригинальность художествен­ных, музыкальных, сценических видов продукции; непов­торимость в самовыражении, сильная увлеченность разными видами искусства, настойчивость в достижении мастерства.

ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка инструментальный и мотивационный.

Инструментальный  аспект поведения одаренного ребенка может быть      описан   следующими    признаками:

1) Наличие специфических стратегий деятельности. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

– быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

– использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

– выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

3) Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).

4) Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1) повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия;

2) повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;

3) ярко выраженный интерес к тем или иным занятия или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие;

4) предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;

5) высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

     

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ:

  • Создание  для  ученика  ситуации  успеха  и  уверенности.
  • Сотрудничество  учителя  и  ученика.
  • Создание для ученика условий, в которых он может выбрать уровень сложности  и  трудности  контрольного  задания.
  • Возможность  выбора  учеником  формы  контрольной  про­цедуры.
  • Учет временного фактора в зависимости от индивидуаль­ных возможностей ученика.
  • Использование форм контроля, позволяющих осущест­вить ориентацию на ученика  без  принуждения.
  • Гарантирование  ученику  права  на  повышение  оценки.
  • Использование  на  начальных  этапах  обучения  безоце­ночного контроля.
  • Соблюдение  принципа  гуманизации   при  осуществлении   контроля.
  • Поощрение  ученика.

      

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.