ПРАВИЛА
внутреннего распорядка для обучающихся
государственного учреждения образования
«Полошковская средняя школа
Климовичского района»
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Правила внутреннего распорядка для обучающихся государственного учреждения образования «Полошковская средняя школа Климовичского района» (далее – Правила) разработаны в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 «Аб зацвярджэннi Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыi», Государственным школьным стандартом (далее – Стандарт) и иными актами законодательства.
2. Правила устанавливают нормы поведения обучающихся в здании и на территории учреждения с целью обеспечения эффективности совершенствования образовательного и воспитательного процессов, безопасных условий пребывания обучающихся в учреждении, рационального использования учащимися учебного времени, укрепления дисциплины и правопорядка, повышения качества образования, воспитания уважения к личности, развития культуры поведения и навыков общения.
3. Согласно Правилам все обучающиеся имеют одинаковые права и обязанности, несут одинаковую ответственность за нарушение норм поведения в учреждении образования.
4. В соответствии с настоящими Правилами в учреждении к началу нового учебного года разрабатываются Правила внутреннего распорядка для обучающихся, которые согласовываются на Педагогическом совете и утверждаются директором учреждения.
5. Изменения и дополнения в Правила вносятся в порядке, определенном пунктом 4 настоящих Правил.
6. Правила доводятся до сведения педагогических работников учреждения на первом заседании педагогического совета в каждом новом учебном году, до всех учащихся учреждения – на первом классном часу нового учебного года под роспись, а до их родителей – на первом родительском собрании нового учебного года.
7. Правила распространяются на всех обучающихся учреждения.
8. Правила размещаются в доступном для обозрения всеми участниками образовательного процесса месте на 1 этаже и на официальном сайте учреждения образования.
ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ ПРАВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
9. Обучающиеся имеют право на:
получение образования в соответствии с образовательными программами;
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
получение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с Кодексом и в порядке, определяемом Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи;
уважение своего человеческого достоинства, защиту от применения физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения;
охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
пользование учебниками и учебными пособиями;
пользование учебниками (учебными пособиями) в соответствии с законодательством;
бесплатное пользование библиотечным фондом, учебной и спортивной базой учреждения образования;
участие в управлении учреждением образования в соответствии с Уставом учреждения (далее –Устав);
отдых на переменах, организацию досуговой деятельности во время каникул;
создание благоприятных условий для самообразования;
объективную оценку знаний;
сохранение места в учреждении образования в случае направления для обучения и лечения в санаторную школу-интернат;
обучение на уроках физической культуры и здоровья в соответствии с группой здоровья;
посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;
выбор факультативных занятий в пределах установленного учебным планом учреждения образования количества часов факультативных занятий и с учетом максимально допустимой нагрузки на одного учащегося, установленной специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждения образования;
изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с учебным планом учреждения образования;
получение дополнительных образовательных услуг (в том числе платных) из числа услуг, оказываемых учреждением образования;
получение горячего питания в порядке, определенном законодательством;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных мероприятиях;
поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;
участие в детских, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
участие в органах ученического самоуправления в учреждении образования;
защиту от любых противоправных посягательств;
неприкосновенность личности.
10. Иные права обучающихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
11. Обучающиеся обязаны:
соблюдать Устав, выполнять решения педагогического совета учреждения образования, иных органов самоуправления учреждения образования, Правила, требования администрации и педагогических работников;
уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса, работников учреждения образования;
находиться в учреждении образования в течение времени, предусмотренного расписанием занятий (учебных, факультативных, объединений по интересам, иных);
покидать территорию учреждения образования во время занятий только с разрешения классного руководителя (дежурного администратора);
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания учебных программ по учебным предметам, программ воспитания, своевременно и качественно выполнять домашние задания, общественные поручения;
посещать классные и информационные часы;
участвовать в мероприятиях общественно полезного труда;
решать спорные и конфликтные вопросы на принципах взаимного уважения, с учетом мнения всех (других) участников спора, при необходимости обращаться за помощью к учителю, классному руководителю, педагогу-психологу, педагогу социальному, администрации учреждения образования;
бережно относиться к имуществу учреждения образования, поддерживать чистоту и порядок в учреждении образования и на его территории;
бережно относиться к энергоресурсам, беречь тепло, электричество, воду;
заботиться о своем здоровье, безопасности и жизни окружающих, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
немедленно сообщать учителю (классному руководителю) или дежурному учителю (члену администрации) о получении микротравмы, травмы или ухудшении общего состояния своего здоровья на уроках, занятиях или при проведении мероприятий (внеклассных, внешкольных, спортивно-массовых, общественно полезного труда);
заблаговременно (накануне или за несколько дней) сообщать классному руководителю о планируемом посещении организации здравоохранения;
в экстренных (незапланированных) случаях отсутствия на уроках незамедлительно сообщать классному руководителю о факте и причине своего отсутствия;
размещать устройство связи, интернет-связи перед началом учебных занятий в специально отведенном месте;
соблюдать деловой стиль одежды;
использовать одежду для занятий физической культурой согласно санитарным нормам, специальную одежду на уроках трудового обучения, мероприятиях общественно полезного труда;
иметь на уроках необходимые учебные принадлежности;
иметь аккуратно и разборчиво подписанные рабочие тетради и тетради для контрольных работ по предметам;
аккуратно и разборчиво записывать в дневник расписание уроков на неделю вперед, а в конце каждого урока – домашнее задание;
еженедельно сдавать дневник на проверку классному руководителю;
предоставлять дневник по первому требованию педагогического работника учреждения образования;
соблюдать правила поведения в библиотеке и правила пользования библиотечным фондом;
не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять и реализовывать их права в сфере образования.
12. Обучающимся в учреждении и на его территории категорически запрещается:
не выполнять требования педагогических работников;
курить, употреблять алкогольные (слабоалкогольные) напитки и пиво, токсические и наркотические вещества, использовать нецензурные выражения, опаздывать на учебные занятия без уважительных причин, наносить ущерб имуществу учреждения и другим лицам;
приносить огнестрельное оружие любого вида, газовое оружие, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (либо их имитаторы или муляжи), холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (либо их имитаторы или муляжи), химические, ядовитые, огнеопасные вещества, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, системы для потребления табака, спички, зажигалки, алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества и препараты, которые могут нанести вред имуществу и здоровью окружающих, а также принадлежности для азартных игр;
нарушать дисциплину в ходе образовательного процесса, применять физическую силу и оскорбления в отношении других его участников, совершать кражи;
пропускать занятия без уважительных причин и своевременного информирования классного руководителя либо дежурного администратора с последующим предъявлением соответствующего документа классному руководителю;
пользоваться устройствами мобильной связи, интернет-связи, музыкальными колонками, игровыми устройствами и т.п. во время образовательного процесса без разрешения педагогического работника;
пропагандировать, хранить и распространять посредством мобильной, интернет-связи информацию, содержащую жестокость, насилие;
проводить съемки во время проведения учебных занятий, классных часов, внеурочных мероприятий без разрешения администрации, классного руководителя, учителя-предметника;
разговаривать во время учебных занятий, выкрикивать нецензурные слова и выражения, отвлекаться самому и отвлекать других учащихся, мешать проведению учебного занятия;
употреблять во время учебных занятий пищу и напитки;
пересаживаться за другую парту без разрешения учителя;
в учебниках делать какие-либо записи, рисовать, вырывать из них страницы;
во время учебных занятий и перерывов между ними играть в азартные игры, проводить операции спекулятивного характера;
покидать учреждение до окончания учебных занятий без согласования с классным руководителем и (или) администрацией учреждения;
участвовать в несанкционированных пикетах, митингах и других мероприятиях, нарушающих действующее законодательство;
создавать, являться членом неформальных группировок, сообществ и др.;
распространять ложную (недостоверную) информацию в сети-Интернет, нарушающую права человека, действующее законодательство.
13. Иные обязанности обучающихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.
ГЛАВА 4
ТРЕБОВАНИЯ К ВНЕШНЕМУ ВИДУ УЧАЩИХСЯ
14. Учащиеся 1-11 классов обязаны соблюдать деловой стиль одежды, предназначенный для посещения ими учебных занятий в учреждении, с учетом одинаковых элементов одежды, в том числе и наличие «значка» на элементах одежды делового стиля:
повседневный стиль (мальчики, юноши) – жилет бордового цвета, рубашка синего цвета, брюки черного цвета, обувь классическая;
повседневный стиль (девочки, девушки) – жилет бардового цвета, рубашка (блуза) синего цвета, юбка (брюки) черного цвета, обувь классическая.
Для торжественных мероприятий и девочки (девушки), и мальчики (юноши) носят рубашку (блузу) белого цвета.
В зимнее время в комплект одежды может входить водолазку синего цвета.
Ежедневное ношение значка с логотипом учреждения на элементах одежды делового стиля обязательно для всех учащихся 1-11 классов.
15. Педагогический совет учреждения, родительский комитет имеет право выбора единой модели, цвета и качества тканей, из которых изготавливается одежда делового стиля.
16. При посещении учащимися учебных занятий не допускаются:
спортивная одежда и обувь, предназначенная для занятий физической культурой и спортом;
вещи, имеющие яркие, вызывающие рисунки;
грязная, мятая (неопрятная) и иная одежда, не предназначенная для посещения учреждения образования;
верхняя одежда и головные уборы;
обилие бижутерии, наличие пирсинга, яркого экстравагантного макияжа и цвета волос, праздничных причесок и аксессуаров, отражающих символику музыкальных групп и различных направлений молодежной субкультуры и спортивных клубов и т.п.;
обувь на высоком каблуке, платформе.
17. Спорные вопросы, связанные с внешним видом учащегося, решает администрация учреждения образования.
ГЛАВА 5
ПОРЯДОК ПОСЕЩЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
18. Учебные занятия, классные и информационные часы проводятся по расписанию или в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, и являются обязательными для посещения всеми учащимися.
При входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия.
Выполнение требований учителя на уроке является для учащихся обязательным и безоговорочным.
19. В случае, если учащийся не выполняет требования учителя, нарушает дисциплину во время урока, учитель информирует об этом дежурного администратора и учащийся удаляется с урока в сопровождении дежурного администратора.
20. В случае, если требования учителя нарушают права учащегося, последний может проинформировать об этом дежурного администратора.
21. Дежурный администратор вызывает в учреждение родителей учащегося, а при необходимости – сотрудника органа внутренних дел.
Дежурный администратор после изучения ситуации вправе разрешить учащемуся присутствовать на последующих уроках.
22. В случае, если родитель не прибывает в учреждение в краткие сроки, дежурный администратор вправе забрать учащегося с любого последующего урока для разбирательства по прибытии родителей в учреждение образования.
23. В случае невыполнения домашнего задания по какой-либо причине, учащийся до начала урока обязан сообщить об этом учителю.
24. Не позднее, чем за 5 минут до начала урока каждый учащийся:
занимает место в учебном кабинете (классе), определенное классным руководителем;
готовит необходимые для работы на уроке учебники и учебные принадлежности;
ставит на бесшумный режим устройство мобильной связи (интернет-связи), кладет его в предназначенное для этого приспособление (коробку).
25. Учащийся, опоздавший на урок, обязан объяснить учителю причину опоздания.
Во время урока учащиеся внимательно слушают объяснения учителя и ответы других учащихся, не допуская комментариев и реплик с места.
При ответе на вопрос учителя учащийся встает. С разрешения учителя возможен ответ сидя.
О своей готовности к ответу либо о возникшем в ходе объяснения учителем материала вопросе учащийся информирует, поднимая руку.
Дополнения и исправления ответов других учащихся возможны только с разрешения учителя.
26. Во время проведения контрольных и самостоятельных работ учащийся выполняет их самостоятельно. Помощь других учащихся не допускается. Разрешается пользоваться только теми материалами, которые перечислены учителем. В случае нарушения этих правил, учитель имеет право изъять у учащегося работу и оценить только ту часть работы, которая выполнена учащимся самостоятельно.
Во время урока учащийся должен следить за своей осанкой.
27. Звонок об окончании урока дается для информирования учителя и учащихся об окончании занятия. Учащиеся покидают класс только с разрешения учителя.
Для занятий на уроках физической культуры и здоровья учащиеся переодеваются в спортивную форму.
28. По окончании урока учащиеся наводят порядок на рабочем месте.
29. В случае пропуска занятий по болезни, учащийся или родители информируют классного руководителя о причине отсутствия в устной форме.
В день выхода на занятия учащийся предъявляет пояснения об уважительности причины пропуска занятий.
30. Уважительной причиной считается:
болезнь учащегося, посещение врача (предоставляется соответствующая медицинская документация);
экстренные случаи в семье, требующие личного участия (подтверждаются заявлением родителей учащегося установленного образца);
пропуск занятий по договоренности с администрацией (по письменному заявлению родителей учащегося установленного образца);
участие в предметных олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях (определяется приказом учреждения).
31. Дежурство учащихся.
В учреждении образования из числа учащихся VIII-X классов назначаются дежурные, которые помогают дежурному администратору, дежурному учителю поддерживать дисциплину во время перемен, чистоту и порядок в учреждении образования.
В каждом классе назначается в соответствии с графиком дежурный по классу, который во время перемены помогает учителю подготовить класс к уроку: раздает учебные пособия и тетради учащихся, помогает подготовить к уроку иные учебно-методические пособия и др.
Из числа учащихся VIII-X классов назначаются дежурные по столовой, которые перед раздачей пищи моют руки с мылом, надевают головные уборы, фартуки, перчатки.
ГЛАВА 6
ПОРЯДОК НАХОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ПЕРЕМЕНЕ
32. Перемена предназначена:
для перехода в другой кабинет (при необходимости) в соответствии с расписанием учебных занятий;
отдыха и физической разминки;
приема пищи;
проветривания класса, для чего учащимся необходимо выйти из класса;
подготовки к уроку, иное.
При движении по коридорам, лестницам, проходам учащимся необходимо придерживаться правой стороны.
33. Во время перерывов учащимся запрещается:
шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;
толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода конфликтных ситуаций;
кататься в учреждении и на его территории на велосипедах, самокатах и других средствах передвижения;
употреблять непристойные выражения и жесты в адрес других учащихся, других лиц, запугивать, заниматься вымогательством.
34. Нарушение данного пункта влечет за собой применение мер, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 7
МЕСТА МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ
35. Столовая.
В столовую учащиеся ходят организованно, в сопровождении учителя, который проводил урок.
Учащиеся соблюдают правила гигиены: входят в помещение столовой без верхней одежды, моют руки перед едой.
Учащиеся выполняют требования работников столовой, проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд.
Употреблять блюда, напитки, продукты питания, выданные в столовой и принесенные с собой, разрешается только в столовой.
Во время приема пищи учащиеся должны соблюдать культуру питания.
Каждый учащийся убирает за собой столовые принадлежности и посуду в специально отведенное место.
36. Спортивный зал.
Занятия в спортивном зале организуются в соответствии с расписанием его работы.
Посещение занятий в спортивном зале допускается только в спортивной форме и сменной обуви.
Запрещается находиться в спортивном зале без учителя, воспитателя, иного педагогического работника.
Занятия во внеурочное время в спортивном зале организуются по расписанию спортивных объединений по интересам.
37. Санитарные комнаты.
При пользовании санитарными комнатами обучающиеся должны соблюдать чистоту и порядок, правила личной гигиены.
Запрещается задерживаться в санитарной комнате без надобности, а также сорить, курить, принимать пищу, напитки, бросать в раковины и унитазы посторонние предметы.
38. Гардероб.
По окончании занятий (учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих, в объединениях по интересам), внеурочных мероприятий учащиеся под руководством учителя, проводившего последнее занятие, идут в гардероб. Учащиеся в порядке очередности предоставляют гардеробщику жетон, забирают свою одежду, соблюдая порядок и меры безопасности.
В случае обнаружения пропажи одежды или обуви, учащийся обязан сообщить о случившемся классному руководителю или дежурному администратору.
Учащиеся не оставляют в карманах верхней одежды ключи от дома, деньги, украшения, устройства связи (интернет - связи) иные другие ценные вещи.
В случае обнаружения оставленных и (или) забытых кем-то в гардеробе вещей учащиеся передают их дежурному техническому работнику или дежурному учителю.
ГЛАВА 8
ПОРЯДОК ПОСЕЩЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ МЕРОПРИЯТИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
39. Учащимся запрещается опаздывать на мероприятия, проводимые во внеурочное время.
Присутствие на мероприятиях, проводимых во внеурочное время в учреждении, лиц, не обучающихся в этом учреждении, допустимо только с разрешения ответственного за проведение мероприятия (учителя, дежурного администратора).
Учащиеся, присутствующие на мероприятиях, проводимых во внеурочное время в учреждении, и лица, не обучающиеся в этом учреждении, допущенные к участию в мероприятии, должны иметь опрятный внешний вид, соответствующий возрасту макияж.
40. Не разрешается присутствие в верхней одежде и головных уборах на мероприятиях, проводимых в актовом, спортивном залах, иных помещениях учреждения.
Приход и уход с мероприятия осуществляется организованно, в порядке, установленном ответственным за проведение мероприятия.
Учащиеся обязаны соблюдать инструкции о мерах безопасности для учащихся, предусмотренные для конкретного мероприятия, и выполнять в полном объеме требования ответственного за проведение мероприятия.
К занятиям в спортивных объединениях по интересам, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача, к туристическим походам – с разрешения медицинского работника.
41. Общественно полезный труд учащихся во внеурочное время проводится не ранее чем через 30 мин после окончания уроков. Продолжительность общественно полезного труда и виды работ устанавливаются Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
42. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования, образовательные мероприятия, а также воспитательная работа с учащимися во внеурочное время организуются в режиме шестидневной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день. В режиме шестидневной недели могут проводиться объединения по интересам, факультативные занятия в V-XI классах и реализовываться образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI классов. В шестой школьный день проводятся мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии и д.р.
Воспитательная работа во внеурочное время с учащимися осуществляется педагогическими работниками, в том числе выполняющими функции классного руководителя.
ГЛАВА 9
ПООЩРЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ
43. В качестве поощрения к учащимся могут применяться следующие меры:
объявление благодарности;
награждение грамотой;
награждение ценным подарком;
занесение на доску Почета учреждения образования;
написание листа благодарности родителям;
иные меры.
44. Поощрение объявляется приказом руководителя учреждения образования. Выписка из приказа хранится в личном деле учащегося.
45. За совершение учащимся дисциплинарного проступка (в том числе неоднократного нарушения Устава и Правил) устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему следующих мер дисциплинарного взыскания:
замечание;
выговор;
отчисление.
46. Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) как мера дисциплинарного взыскания не применяется к учащемуся, не достигшему восемнадцати лет и не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования.
47. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования.
ГЛАВА 10
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВАМИ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ
(ИНТЕРНЕТ-СВЯЗИ)
48. В здании учреждения образования учащиеся обязаны ставить устройства мобильной связи (интернет-связи) в режим вибровызова или бесшумный режим.
49. Во время проведения учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеурочных мероприятий устройства мобильной связи (интернет-связи) должны находиться в специально отведенном месте в состоянии бесшумного режима.
50. Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) во время учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеурочных мероприятий можно только с разрешения учителя, педагогического работника.
51. Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) в учреждении на перерывах между занятиями (звонить, отправлять сообщения) учащимся разрешено исключительно для оперативной связи с родителями учащихся, братьями (сестрами), иными близкими родственниками только в случаях безотлагательной необходимости.
52. В случае однократного нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи), учащийся должен написать объяснительную записку с указанием причины нарушения настоящих Правил. Классным руководителем (учителем) учащемуся делается запись в дневник.
53. При повторном факте нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи) производится изъятие телефона у учащегося. В учреждение приглашаются родители несовершеннолетнего учащегося, и после беседы с директором (членом администрации) им возвращается устройство мобильной связи (интернет-связи). На учащегося налагается взыскание, определяемое руководителем учреждения образования.
СОГЛАСОВАНО
заседание педагогического совета
учреждения образования
от 30.08.2024
протокол № 1