МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
17.06.2015 №10-01-28/230
Направляется по почте государственных органов
Управления образования облисполкомов
Комитет по образованию Мингорисполкома
Об организации экскурсий
с обучающимися
Во исполнение протокола совещания у заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Кочановой Н.И. от 1 июня 2015 г. №25/11пр направляем для руководства в работе рекомендации по обеспечению безопасности обучающихся, участников туристско-экскурсионных программ.
Приложение: на 6 л., в 1 экз.
Заместитель Министра В.В.Якжик
10 Драпакова 2226611
Приложение к письму
Министерства образования
17.06.2015 № 10-01-28/230
Деятельность учреждений образования с обучающимися при организации туристско-экскурсионной работы должна проводиться в соответствии с законодательством:
Кодексом Республики Беларусь об образовании;
Законом Республики Беларусь «О туризме»;
Директивой Президента Республики Беларусь № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
Государственной программой развития туризма в Республике Беларусь;
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» с дополнениями и изменениями № 1087 (Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Правила автомобильных перевозок пассажиров»);
Концепцией непрерывного воспитания детей и молодежи, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь;
Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь;
Инструкцией об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 35а.
В настоящее время набирает силу тенденция, когда общественные объединения, коммерческие и другие структуры проводят многочисленные мероприятия (экскурсии, поездки и др.) с обучающимися, не согласовывая проведение данных мероприятий с администрацией учреждения образования, управлением (отделом) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома, игнорируя накопленный за десятилетия опыт туристско-экскурсионной работы учреждений образования.
Имеют место случаи, когда туристическими фирмами с привлечением педагогических работников учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи организуются многодневные экскурсионные туры за рубеж для обучающихся без учета их возрастных и психофизических особенностей. Длительные ночные переезды автобусами затруднительны для обучающихся и являются не безопасными для их здоровья. Обоснованную тревогу вызывают случаи ненадлежащего контроля со стороны сопровождающих лиц за пребыванием детей в экскурсионных турах за границей (распитие обучающимися спиртных напитков, нахождение без присмотра и т.д.), что в свою очередь является недопустимым.
Вследствие неорганизованности и игнорирования нормативных правовых актов нарушаются права и интересы детей, фальсифицируются образовательные результаты, происходят несчастные случаи.
В связи с вышеизложенным руководителям учреждений образования необходимо уделять особое внимание организации экскурсионной деятельности с обучающимися, содержание которой должно быть интегрировано с содержанием учебных программ по предметам, соответствовать возрастным и психофизическим особенностям учащихся.
В целях упорядочения организации туристско-экскурсионной деятельности, в том числе и зарубежных поездок учащихся, рекомендуем шире использовать возможности учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, располагающих наиболее квалифицированными кадрами, материальной базой и современными методиками использования туризма и краеведения в образовательном процессе. При планировании и организации экскурсионных поездок необходимо руководствоваться педагогической целесообразностью, при комплектовании групп осуществлять дифференцированный подход, учитывая интеллектуальные, физические, психологические, возрастные особенности детей и молодежи.
В Республике Беларусь функционирует сеть учреждений дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля.
Справочно.
На 1 января 2015 года – 62 учреждения дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля, которые располагают туристскими базами, готовыми одновременно принять около 2,5 - 3 тысяч экскурсантов.
Учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (далее – Центр) является ведущим учреждением дополнительного образования туристско-краеведческого профиля и осуществляет инструктивно-методическое сопровождение деятельности учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, а также является организатором туристско-экскурсионной работы с учащимися всей страны.
Для организации и проведения туристско-экскурсионной работы Центр располагает необходимыми ресурсами: квалифицированные специалисты, информационное и методическое обеспечение, туристская база на 120 мест, транспортные средства, туристское снаряжение для организации и проведения туристских мероприятий, налаженные связи с партнерами.
Качество туристских услуг, которые оказывает Центр, подтверждено сертификатом Государственного учреждения «Национальное агентство по туризму». Центр внесен в Государственный реестр учреждений, оказывающих туристические услуги.
Управлениям (отделам) образования, спорта и туризма рай(гор) исполкомов совместно с руководителями учреждений дополнительного образования детей и молодежи, отвечающими за туристско-краеведческую и экскурсионную работу с обучающимися, необходимо завершить работу по разработке справочников-бюллетеней обязательных и рекомендуемых экскурсий для учащихся и студентов.
Справочно.
В настоящее время такой справочник разработан в Брестской и Гродненской областях. Справочник разработан в помощь педагогам учреждений образования, который дает возможность ориентироваться в подборе экскурсионного материала с учетом содержания учебных предметов. В справочнике дан аннотированный перечень экскурсионных туров для учащейся молодежи, указано название, продолжительность, вид, цель, задачи, маршрут, объекты показа, содержание, для кого рекомендована экскурсия.
Активное участие обучающихся в туристско-экскурсионной деятельности должно содействовать развитию творческих способностей, профессиональному самоопределению, приобретению коммуникативных навыков, а также расширит их интеллектуальные и исследовательские возможности.
При этом необходимо сделать акцент на получение и систематизацию знаний о малой родине с целью дальнейшей популяризации особенностей ее историко-культурных и природных достопримечательностей, на формирование имиджа данного региона как привлекательного туристско-краеведческого объекта, а также на развитие внутреннего экскурсионного туризма. Накопленный практический материал необходимо использовать при организации образовательного процесса в учреждениях образования страны.
Считаем необходимым организовать посещение каждым учащимся священных для белорусов мест: Брестская крепость-герой, Буйничское поле, мемориальные комплексы «Прорыв», «Хатынь», историко-культурный центр «Линия Сталина», Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны.
В целях духовно-нравственного воспитания учащихся на православных традициях белорусского народа, а также дальнейшего развития православного краеведения как формы патриотического воспитания обучающихся рекомендуем проведение экскурсий с посещением памятников православной истории и культуры Беларуси.
Каждый обучающийся может стать участником 2-3-х дневной образовательной экскурсионной программы ”Выходные в столице“, используя материально-техническую базу (автобус, туристская база) и экскурсионные услуги Учреждения образования ”Республиканский центр экологии и краеведения“.
Большую значимость приобретает проведение туристско-экскурсионных мероприятий, особенно комплексных учебно-тематических экскурсий, в развитии познавательных интересов учащихся, в успешном освоении ими образовательных программ, профессиональной ориентации учащейся молодежи, а также возможности руководителей учреждений образования в регулировании образовательного процесса, проведение комплексных одно- многодневных учебно-тематических экскурсий в учебное время в крупные культурные и промышленные центры Беларуси, используя при этом возможности учреждений дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля, которые предоставляют не дорогостоящие и качественные услуги, детские туристские базы. Перечень туристских маршрутов, рекомендованных для организации экскурсионной работы с учащимися находится на сайте Центра http://rctkum.by.
В целях уменьшения финансовых затрат предлагаем учреждениям образования практиковать прием организованных групп на условиях взаимного обмена, особенно между учащимися городских и сельских учреждений образования.
Организация туристских походов и экскурсий в учреждениях образования должна осуществляться строго в соответствии с Инструкцией об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях.
Решение об организации участия обучающихся учреждения образования в экскурсии принимается руководителем самостоятельно или по предложению заинтересованных лиц (организаций).
Решение об организации участия обучающихся учреждения образования в экскурсии оформляется приказом руководителя, в котором должны быть отражены следующие положения:
сроки проведения туристской экскурсии с указанием маршрута и списка участников;
назначение руководителя экскурсии и его заместителя;
Руководитель учреждения образования, который организует участие обучающихся в экскурсии, его заместители обязаны:
провести с руководителем и заместителем руководителя туристского похода, экскурсии целевой инструктаж о соблюдении мер безопасности обучающимися учреждений образования в туристских походах, экскурсиях с последующим оформлением в журнале регистрации инструктажа;
выдать руководителю экскурсии маршрутный лист по форме согласно приложению к настоящей Инструкции;
осуществлять контроль за подготовкой и организацией участия обучающихся в экскурсии.
Руководителем экскурсии назначается педагогический работник учреждения образования, организующего экскурсию, имеющий соответствующий опыт участия в экскурсиях.
Количество обучающихся в группе для участия в экскурсии определяется руководителем учреждения образования, организующего экскурсию, руководителем экскурсии, субъектами туристской деятельности.
Руководитель экскурсии несет ответственность за жизнь, здоровье обучающихся при подготовке и проведении экскурсии.
Руководитель экскурсии до начала экскурсии обязан:
обеспечить формирование группы обучающихся с учетом интересов, интеллектуальных, физических, психологических, возрастных и половых особенностей обучающихся;
допускать к участию в экскурсиях обучающихся с письменного разрешения их родителей (законных представителей);
провести обучающее занятие (беседу) для обучающихся, участвующих в экскурсии, по вопросам безопасного поведения с соответствующей записью в протоколе проверки знаний по мерам безопасности при проведении мероприятий;
подготовить маршрутный лист, приказ о проведении экскурсии и смету расходов на проведение экскурсии;
изучить условия экскурсии, определить находящиеся на пути организации здравоохранения;
предусмотреть возможность использования на маршруте телефонной, мобильной связи;
подготовить картографический материал, разработать маршрут и график экскурсии, план краеведческой, общественно полезной работы и других мероприятий, проводимых группой на маршруте;
ознакомиться с условиями погоды в районе экскурсии;
Обучающийся учреждения образования, участвующий в экскурсии, обязан:
соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя туристского похода, экскурсии и его заместителя, не допускать самовольных уходов без разрешения руководителя экскурсии;
участвовать в подготовке и проведении экскурсии;
уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры;
своевременно информировать руководителя экскурсии об ухудшении состояния здоровья или травмировании.
Обучающийся учреждения образования, участвующий в туристском походе, экскурсии, имеет право:
участвовать в подготовке экскурсии;
пользоваться туристским снаряжением и инвентарем учреждения образования, проводящего экскурсию;
участвовать в обсуждении итогов по возвращении из экскурсии.
С целью совершенствования деятельности учреждений образования по организации туристско-экскурсионной деятельности с обучающимися управлениям (отделам) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов необходимо:
использовать имеющийся резерв учреждений дополнительного образования детей и молодежи для активизации экскурсионной и туристско-краеведческой деятельности;
обеспечить ориентирование проектов и программ экскурсионной и туристско-краеведческой направленности на безопасное и перспективное детство;
использовать в работе туристско-экскурсионные маршруты, созданные по результатам республиканских конкурсов;
продолжить работу по разработке и совершенствованию проектов и программ экскурсионной и туристско-краеведческой направленности и созданию банка данных туристско-экскурсионных маршрутов для обучающихся;
укреплять материально-техническую базу учреждений образования, организовать доступ к комплексной информационной системе регионов и страны для обеспечения возможности интерактивного общения и сетевого взаимодействия;
назначить в каждом управлении (отделе) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома работника, ответственного за проведение контроля за экскурсионной деятельностью в учреждениях образования;
обеспечить проведение системного мониторинга за качеством и количеством организованных экскурсионных программ с обучающимися.
Учреждения дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля должны являться непосредственными организаторами и координаторами туристско-экскурсионной деятельности учреждений образования своего региона.