Дисграфия у детей: причины, симптомы.
«Ребёнок любит читать, но в письме делает кучу ошибок, в самых простых словах. Что делать? Как это исправить?», «Сын учится во втором классе и делает очень много ошибок в диктантах и даже при списывании. Как научить ребёнка писать без ошибок? Помогите!» Подобные крики о помощи можно найти на любом родительском форуме в интернете. Согласно исследованиям, нарушение процесса письма, известное как дисграфия, является довольно распространённым расстройством и выявляется у более чем 50% школьников младших классов и более 30% учащихся средней школы.
Что такое дисграфия?
Дисграфия — это частичное нарушение письма, обусловленное несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма, и выражающееся в повторяющихся, стойких ошибках.
Само слово «дисграфия» произошло от двух греческих слов: «DIS» (расстройство) и «Grapho» (пишу). Дисграфия проявляется в виде постоянных однотипных ошибок при письме.
Проявления дисграфии во многом схожи с проявлениями дислексии, с той разницей, что при дислексии нарушения проявляются при чтении (неправильное произношение, замена звуков, перестановка слогов, нарушение разделения слов в предложениях и пр.), а при дисграфии похожие нарушения наблюдаются на письме.
Виды дисграфии:
В зависимости от нарушения или несформированности того или иного процесса письма различают 5 форм дисграфии:
- Артикуляторно-акустическая дисграфия: эта форма дисграфии проявляется в написании букв, обозначающих звук при произношении, т.е. ребёнок пишет именно так, как он произносит слово. Причинами данного вида дисграфии является нарушение произношения и фонетико-фонематического слуха (дислалия, ринолалия, дизартрия). Пример данного вида дисграфии: «холосо — хорошо», «селый — серый», «цетёт- цветёт» и т.д.
- Акустическая дисграфия: данная форма дисграфии проявляется в замене на письме шипящих/свистящих, твёрдых/мягких и звонких/глухих букв. Причиной, приводящей к появлению этого вида дисграфии, является нарушение распознавания близких по звучанию звуков речи, т.е нарушение фонемного распознавания. Примеры: «тупик-тюбик», «прыкать-прыгать», «крип-гриб» и т.д.
- Дисграфия, связанная с нарушением языкового анализа и синтеза проявляется в искажении структуры текста. Происходит пропуск букв, перестановка слогов и букв местами, слитное написание слов, разделение приставки и/или окончания с основой слова, зачастую слитное написание всех слов в предложении. Причиной возникновения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит неумение дифференцировать слова и слоги. Примеры нарушения: «стол-сотл», «идёт дождь — идедошь», «на столе-настоле» и пр.
- Аграмматическая дисграфия: можно сказать, это косноязычная форма письма. При этой форме нарушается правильность употребления падежных окончаний, наблюдается неправильная постановка рода или числа, затруднение при применении правил, неправильная постановка мягкого знака, неумение найти орфограмму, нарушение последовательности слов в предложении и пр. Например: «много деревьев — много деревов», «мой папа - моя папа», «котёнок- котёнки» и пр.
- Оптическая дисграфия: наиболее часто встречаемая форма дисграфии. При такой форме дисграфии ребёнок испытывает трудности с визуальным различением похожих букв. Причиной её возникновения является недостаточно сформированные навыки зрительного узнавания символов, слабо развитая зрительная память, а также синтез увиденного образа, образа в памяти и пространственного представления этого образа. Чаще всего при этом заменяются буквы, схожие по написанию, но различно расположенные в пространстве. Буквы могут заменяться как на существующие в языке, так и на несуществующие, но с сохранением схожих элементов (Б-Д, Т-Ш, И-Ш, П-Т, Ж-Х, Л-М, Ц-Щ), возможно написание букв зеркально (буквы И, Е, Я ).
Причины дисграфии
Дисграфия у детей начинает проявляться в период обучения письму. Говорить о наличии дисграфии можно не ранее возраста 8-9 лет (т.е. примерно второй класс общеобразовательной школы). К этому возрасту дети уже овладевают навыками устойчивого письма и постоянные однотипные ошибки должны привлечь внимание взрослых.
Процесс письма — довольно сложный процесс для нашей нервной системы. Здесь необходимо задействовать множество высших нервных функций: узнавание символа, вызывание его образа в памяти, соотношение образа и звука, тонкая моторика руки при написании, оценка схожести изображения с образом в памяти. Так как при письме задействовано множество высших нервных функций, то и причин нарушений письма может быть множество. Различают следующие основные причины:
- Органические нарушения: это нарушение развития в пренатальный и постнатальный периоды, травмы при родах, асфиксии, менингиты, частые тяжёлые болезни ребенка, которые вызывают истощение его нервной системы, позднее созревание систем мозга, переученная леворукость.
- Психолого-социальными причинами дисграфии может быть задержка психического развития (ЗПР), билингвизм (двуязычие в семье), нечёткая речь окружающих, слишком раннее обучение ребёнка письму при его неготовности к этому, невнимательность взрослых к особенностям речи у ребёнка (непроговаривание некоторых букв, замена слогов и другие нарушения речи и пр.
Чаще всего дисграфия проявляется у детей с нарушениями речи (особенно если дефекты речи не были устранены до момента начала обучения грамоте), имеющих в анамнезе органические поражения мозга (минимальные мозговые дисфункции, энцефалопатии и пр), получивших травму мозга, с истощенной нервной системой и незрелыми зонами мозга.
Профилактика дисграфии
Многие родители задаются вопросом — какова профилактика дисграфии?
Прежде всего, относитесь внимательно к своему ребёнку. Если ребёнок поздно заговорил, имеет нарушения звукопроизношения или фразового построения — он попадает в группу риска. Необходимы занятия, направленные на развитие речи и фонетико-фонематического слуха. Заниматься с ребенком должен как логопед, так и мама. Если наблюдаются органические нарушения, то к профилактике необходимо подключать врачей, для медикаментозной помощи ребёнку.
Таким образом, резюмируя всё вышесказанное, в группе риска развития дисграфии:
- ребёнок-левша или амбидекст;
- «переученный» левша;
- ребёнок-билингв;
- при письме пропускает или путает местами буквы, не дописывает слова и т.п.,
- есть нарушения фонетического восприяти;
- нарушение звукопроизношения;
- у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
- ребёнок рано пошёл в школу.